ВЫБОР ЭКСПОРТНОГО РЫНКА
Маркетинговое исследование: межстрановой анализ, страновое исследование (анализ рисков и факторов, влияющих на возможность реализации продукции на рынке: политические, экономические, культурные и пр.), отраслевой анализ - Выбор страны для экспорта может осуществляться непосредственно самим предприятием, однако целесообразно привлечение специализированных маркетинговых и консалтинговых агентств, имеющих соответствующих специалистов.
На сегодняшний день значительное количество информации об иностранных рынках можно получить из открытых источников в сети Интернет. Международные маркетинговые ресурсы в Сети можно сгруппировать по двум основным крупным направлениям – информация о странах и отраслевые ресурсы.
Источниками информации о странах на сегодняшний день считаются нижеперечисленные сайты:
• «Книга мировых фактов CIA» (CIA World Fact Book, www.odci.gov) – содержит следующую информацию: история, география, население, механизм управления в странах, экономика (ВНП, темпы роста ВНП, в т. ч. по отдельным отраслям), уровень жизни, уровень инфляции, занятость, безработица, бюджет, экспорт, импорт и др.
• «Библиотека стран» (Country Libraries) – (www.tradeport.org/ts/countries). Наряду с общим обзором стран здесь можно заказать отчеты по исследованиям рынка, анализу отраслей, торговую информацию, сведения по инвестиционному климату и другую маркетинговую информацию.
• Сайт Международного валютного фонда (International Monetary Fund) – http://www.imf.org/ – предлагает разноплановую справочную информацию, представленную в сериях по экономическим вопросам, государственным отчетам, анализу политической ситуации в различных странах, а также публикует статистическую отчетность, предоставляемую из различных стран.
• Сайт Всемирного банка (World Bank; полное название организации – International Bank for Reconstruction and Development) – www.worldbank.org – публикует информацию по важнейшим экономическим, социальным показателям и природным ресурсам более 200 стран и территорий. Сведения о мировом развитии, публикуемые ежегодно, включают около 600 показателей, в т. ч. Численность населения, ВНП, паритеты покупательной способности, темпы роста – как для экономической статистики, включая рост производства в разрезе отдельных секторов, потребления, торговли, инвестиций, так и для социальной и демографической статистики.
Всемирный банк размещает на своем сайте также опубликованные в World Economic Indicators показатели мировой экономики (http://www.worldbank.org). Информация представлена на английском, немецком, французском, русском языках; World Integrated Trade Solution (WITS).
• Сайт Международного торгового центра (International Trade Center, ITC) – www.intracen.org. На сайте предлагаются бесплатные и простые в обращении информационные базы показателей и индексов за последние пять лет по импорту и экспорту товарных групп, которые можно найти в структуре сайта на соответствующих страницах Product Approach: Aggregated Trade Statistics и
Country Approach: Trade Statistics (последняя в разбивке по 120 странам).
• Сайт Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization of Economic Cooperation and Development, OECD) – www.oecd.org. На сайте доступна база данных по 29 странам – членам OECD.
• Сайт Всемирной торговой организации (World Trade Organization, WTO) – www.wto.org – располагает данными по международной торговой статистике; а также базой Integrated Data Base (IDB). Участникам международной торговли и рынка также предлагаются информация и консультационные услуги на следующих нижеперечисленных сайтах, с оговоркой, что их список не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер:
• «Всемирный торговый атлас» (Global Trade Information Services, GTIS), содержащий торговую информацию по 30 странам мира, – www.ihs.com.
• Торговые данные также можно найти на сайтах международных интеграционных объединений и организаций. Например, информацию по странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) следует искать на сайте www.apecsec.org организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia Pacifi c Economic Cooperation, APEC).
• Если экспорт предприятия ориентирован на продовольственный или сельскохозяйственный рынок, следует обязательно ознакомиться с информацией на сайте www.fao.org Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization of the UN, FAO), которая выпускает статистический справочник FAOSTAT. В нем представлены обзоры, анализ данных по 245 странам и 35 регионам начиная с 1961 г. и до настоящего времени (обеспечивается легкий интерактивный бесплатный доступ).
• Евростат (Eurostat) – http://ec.europa.eu/eurostat – статистическая служба Еврокомиссии, предоставляющая официальную информацию об экономических и торговых показателях стран еврозоны; Market Access Database.
• Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development) – www.unctad.org. Сайт дает представление об экономиках развивающихся стран, публикуются данные о вовлеченности транснациональных корпораций в их экономику, о потребностях в привлечении капитала и ресурсов в эти страны; Market Access MAP и Trade Map.
• Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, United Nations Industrial Development Organization) – www.unido.org. Предоставляется информация об экономиках и торговле в странах переходного периода и развивающихся странах, об уровне жизни населения и возможностях их будущего развития. Рассматривая рынок предполагаемой страны и конкретно ту отрасль, куда будут направлены силы и средства предприятия, необходимо досконально изучить отраслевые информационные ресурсы и сформировать базу необходимых
данных. Оценку результатов деятельности предприятия в той отрасли, где ему предстоит соревноваться с иностранными конкурентами в тех странах, где предполагается размещать товар или услуги, полезно провести с учетом информации, полученной посредством отраслевых ресурсов в Интернете.
В результате межстранового анализа предприятие намечает, как правило, два-три рынка, представляющих наибольший интерес. Затем проводится анализ конкурентной среды выбранных рынков для определения рынка с набольшим потенциалом. Потенциальный рынок сбыта оценивается по таким направлениям, как:
• факторы, определяющие политическую, законодательную, деловую среду (правила ведения бизнеса в странах);
• структура рынка и сложившаяся конъюнктура, анализ зарубежных контрагентов и др.
В качестве источников информации можно использовать статистические данные международных регламентирующих организаций, информационные ресурсы торгово-промышленных организаций в различных странах мира, готовые отчеты по маркетинговым исследованиям, корпоративную информацию, зарубежную прессу, директории и торговые порталы и т. д.
Заключительным этапом является составление экспортного бизнес-плана предприятия.
Контакты
+375 44 599 29 98
+375 44 555 64 64
e-mail: info@customs-service.by
sales@customs-service.by