О промежуточных итогах работы российского экспертного сообщества над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

О промежуточных итогах работы российского экспертного сообщества над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

13 мая состоялось очередное заседание Правления Ассоциации таможенных представителей.  На заседании основной темой стала информация о работе над проектом  Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.  Были предоставлены  сведенья о проделанной работе на текущий период.

ТК ТС в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС действует в Беларуси с 06.07.2010 года.

С момента вступления в силу ТК ТС началась активная работа по устранению недостатков в его практической реализации. Решением Комиссии Таможенного союза, создана межгосударственная рабочая группа по доработке таможенного законодательства ТС, выражавшейся в устранении пробелов и коллизий норм, содержащихся в нем.

Итогом работы этой группы явилась подготовка проекта Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее – первый пакет поправок в ТК ТС). По оценкам экспертов, данный документ содержит поправки, которые носят преимущественно технико-юридический характер, существенно не улучшают условия для ведения бизнеса в сфере ВЭД, не сокращают число отсылочных норм на национальное законодательство, а также не достигают цели совершенствования таможенного администрирования. Напротив, ряд предложенных рабочей группой поправок накладывал на бизнес дополнительные обязанности и обременения.

Среди них:

Поправка № 29 «а», предусматривающая увеличение размера обеспечения (на сумму свыше 1 млн. евро или 150 000 евро для производственных компаний), предоставляемого лицом, намеревающимся выступать в качестве уполномоченного экономического оператора, и, как следствие, увеличивающая финансовую нагрузку на таких лиц.

Поправка № 61, устанавливающая в качестве условия возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов требование предварительного внесения декларантами изменений в декларацию, что на практике означает увеличение времени и финансовых затрат для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.

Поправка № 155 «в», предусматривающая увеличение текущего срока завершения таможенного транзита таможенным органом при доставке груза в таможенный орган назначения с 24 часов до 10 рабочих дней, что на практике приведет к задержкам в прохождении грузами  таможенных формальностей, а также внесет коррупционную составляющую в деятельность недобросовестных таможенных органов и перевозчиков.

До начала работы над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС, бизнес-сообщество трех стран принимало активное участие в оценке первого пакета поправок в ТК ТС и добилось отмены негативных новелл на этапе ВГС.

Вместе с тем, поскольку при подготовке первого пакета поправок в ТК ТС не учитывались лучшие международные практики в области таможенного администрирования и Стандарты Киотской конвенции, к которой присоединились все страны Таможенного союза, Комитетом РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО в рамках трёхстороннего бизнес-диалога было инициировано продолжение работы по дальнейшему совершенствованию ТК ТС. Данная работа ведется в тесной координации с ТПП России, «Деловой Россией», ОПОРОЙ, Национальной предпринимательской палатой республики Казахстан, БелАПП.

По инициативе бизнеса трех стран Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК),  создал рабочую группу по совершенствованию таможенного законодательства под руководством министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК В.А.Гошина, в которую вошли эксперты ЕЭК, национальных органов власти и деловых кругов трех стран с правом решающего голоса.

Задачей рабочей группы ЕЭК является подготовка проекта Таможенного кодекса ЕАЭС на основе кодификации международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, сокращения отсылочных норм на национальное законодательство государств-членов Союза и предложений бизнес-сообщества.

Деятельность рабочей группы ЕЭК выстроена таким образом, что концептуальные решения по совершенствованию таможенного законодательства принимаются на уровне рабочей группы ЕЭК, а подготовка редакций статей кодекса осуществляется экспертной группой ЕЭК, созданной при рабочей группе ЕЭК.

Основой для работы экспертов со стороны бизнеса явились консолидированные предложения трехстороннего бизнес-диалога по совершенствованию таможенного законодательства, которые были внесены в ЕЭК 30 августа 2013 г. Они разработаны на базе стандартов Киотской конвенции, Соглашения о содействии торговле, получившего одобрение в рамках Балийской сессии Министерской конференции Всемирной торговой организации, а также с учетом лучших международных практик таможенного администрирования.

О предложениях, читайте в продолжении в статьи «12 системных предложений деловых кругов России. Предложения по улучшению таможенного законодательства».