В Беларуси идет активная работа над упрощением ведения бизнеса в стране.
Помимо Декрета №7 Президента, изменения затронули Кодекс об Административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный Кодекс.
Сегодня, мы можем говорить о преимуществах изменений внесенных в законодательство для добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности, где практика применения нами это подтверждает.
Рассматривая вопрос о применении норм в части таможенных нарушений на практике можно сказать, что закрепленные нормы работают. Однако, без участия заинтересованных лиц – запустить в работу данный механизм проблематично.
Пример применения изменений КоАП и ПИКоАП.
В августе 2018 мы столкнулись с изъятием товара в связи с допущенной производителем ошибкой в маркировке товара: в товаросопроводительных документах артикул отличался от фактически нанесенного на товар.
Около полугода велся административный процесс таможенными органами в отношении перемещения товара с ошибочно заявленным артикулом. По мнению таможни, такое перемещение квалифицируется как нарушение предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП, а именно перемещение товара подлежащих таможенному декларированию, через таможенную границу Евразийского экономического союза с сокрытием от таможенного контроля, то есть с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров, а равно покушение на такое перемещение.
В ходе процесса была назначена экспертиза товара и установлены сведения фактически соответствующие заявленным: технические характеристики товара, количество, вес, применяемые меры тарифного и нетарифного регулирования, тем не менее таможенными органами было принято постановление о прекращении дела в отношении неустановленного лица и направлении материалов, имеющих отношение к административному правонарушению, предусмотренному статьей 14.1 КоАП в Суд для принятия решения об обращении в доход государства имущества, являющегося предметом административного правонарушения.
При этом таможенными органами не учтено положение новой редакции ПИКоАП, где предусмотрено, что обращение в пользу государства не применяется, когда такое имущество принадлежит установленному лицу, не совершавшему это административное правонарушение.
Несмотря на то, что многие из используемых положений закреплены на государственном и международном уровне, однозначная презумпция, без участия в процессе заинтересованного лица, пока что неосуществима.
На сегодняшний день, сам процесс налагает на юридическое лицо бремя доказывания невиновности.
При этом факты, которые не учитываются таможенными органами, безоговорочно учитываются Судом при вынесении решения.
В нашем случае постановлением Суда установлено, что у изъятого таможней товара имеется собственник, не совершавший данное правонарушение,
Требования законодательства ЕАЭС об идентификации товара таможенными органами, а также перечень сведений подлежащих указанию в таможенной декларации соблюдены.
Такие сведения как артикул не могут повлиять на принятие решения таможенного органа о выпуске товара, так как артикул - самостоятельно не является основанием для изменения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Утверждение о придании фактически ввозимому товару вида другого товара в нашем случае признано необоснованным.
Также, установлено, что в действиях неустановленного лица отсутствует мотив по сокрытию товара и допущенная ошибка не может быть связана с получением выгоды имущественного характера кем-либо из участников внешнеэкономической сделки.
В итоге, в обращении в доход государства отказано, а товар возвращен собственнику.
На практике - возможность исключения конфискации как основной меры ответственности, приоритетная направленность работы контролирующих органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения, а также принцип соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям благоприятно влияет на развитие бизнеса в целом.
Актуальные и своевременно вносимые изменения в законодательство нашей страны, выводит Беларусь на новый уровень развития предпринимательства и ВЭД.
Если, Вы сталкиваетесь с аналогичными необоснованными, спорными ситуациями, необходимо принимать активное участие в процессе на всех его этапах.
Контакты
+375 44 599 29 98
+375 44 555 64 64
e-mail: info@customs-service.by
sales@customs-service.by