+375 17 510 16 21
+375 44 599 29 98

e-mail:
info@customs-service.by


ИЗМЕНЕНИЯ Ч. 1 И 3 СТ. 14.5 КОАП В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ЗАКОНА N 95-З от 08.01.2018

ИЗМЕНЕНИЯ Ч. 1 И 3 СТ. 14.5 КОАП В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ЗАКОНА N 95-З от 08.01.2018

 

 

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров

 

На практике сложно квалифицировать состав административного таможенного правонарушения, связанного с недекларированием и недостоверным декларированием товаров. Так, недекларирование имеет место, когда товары (их часть) не заявляются для таможенного оформления.

 

К недекларированию товаров можно отнести случаи, когда к таможенному оформлению предъявляется:

- товарная партия, которая состоит из нескольких товаров, но в декларации указываются сведения только об одном (например, заявляются офисные столы, а при таможенном досмотре выясняется, что среди них есть офисные стулья);

- не те товары, сведения о которых указываются в таможенной декларации (например, к таможенному оформлению заявляются офисные столы, а вместо них перевозятся офисные стулья).

Таким образом, на практике перевозчика могут привлечь к административной ответственности за недекларирование товаров в случае представления недостоверных сведений об их фактическом количестве.

Суд не признает недекларированием в рамках состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП, случаи, когда заявитель товары задекларировал, но не поместил под таможенную процедуру.

 

При недостоверном декларировании товаров декларант, как правило, указывает не соответствующие действительности (недостоверные) сведения об их качественных характеристиках. Эти сведения влекут или могут повлечь освобождение перевозчика от уплаты таможенных пошлин, налогов, занижение их размера, неприменение установленных запретов и (или) ограничений.

Под недействительными документами следует понимать поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам.

 

Изменения в КоАП создали для перевозчиков проблему повышенной ответственности при международных перевозках.

Раньше перевозчиков не привлекали к административной ответственности за недостоверные сведения о перемещаемых товарах в товаросопроводительных документах. Основанием такого подхода служило отсутствие виновного поведения. Теперь же, после удаления из КоАП и ПиКоАП института неустановленного лица, перевозчиков стали привлекать к ответственности по ч. 1 и ч. 3 ст. 14.5 КоАП уже с констатацией виновного поведения и штрафом в размере до 30% стоимости груза. Причем уплата штрафа не обеспечивается стоимостью перевозимого груза, как это было при применении конфискации (обращении в собственность государства) товара.

 

Перевозчик все чаще становится участником таможенных споров. Особенно когда он выступает в роли декларанта, а значит, несет обязанности, возложенные таможенным законодательством. Так, перевозчик должен (п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС):

- осуществлять таможенное декларирование товаров;

- при необходимости представлять таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;

- предъявлять декларируемые товары по требованию таможенного органа.

 

Перевозчик несет ответственность за неисполнение своих обязанностей, указание в таможенной декларации и иных документах недостоверных сведений, представление недействительных документов, в том числе поддельных (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).

Наиболее распространенным таможенным правонарушением считается недекларирование (недостоверное декларирование) товаров. За него перевозчика могут привлечь к административной ответственности.

 

Изменение санкций за административные

таможенные правонарушения

 

Правонарушение

Ответственность

редакция КоАП до 31.01.2018

Ответственность

актуальная редакция

Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию (ч. 1 ст. 14.5 КоАП)

Для физических лиц - штраф от 5 до 30 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации.

Для ИП - штраф от 10 до 100 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации.

Для юридических лиц - от 20 до 500 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации

Для физических лиц - штраф от 5 до 50 базовых величин.

Для ИП и юридических лиц - штраф до 30% стоимости предмета административного правонарушения

Недостоверное декларирование товаров:

- представление недостоверных сведений о товарах (за исключением кода ТН ВЭД ЕАЭС);

- представление недействительных документов при помещении товаров под таможенную процедуру;

- использование поддельного средства идентификации или подлинного, но относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам;

 

 

 

 

НА ЗАМЕТКУ

Указанные действия образуют состав правонарушения, если они могли повлиять или повлияли на освобождение декларанта от уплаты таможенных пошлин, налогов, снижение их размера, отмену установленных запретов и (или) ограничений (ч. 3 ст. 14.5 КоАП)

Для физических лиц - штраф от 5 до 30 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации.

Для ИП - штраф от 10 до 100 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации.

Для юридических лиц - штраф от 20 до 500 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации

Для физических лиц - штраф от 5 до 50 базовых величин.

Для ИП и юридических лиц - штраф до 30% стоимости предмета административного правонарушения

 

При сопоставительном анализе ранее действовавшей и актуальной редакции санкций за недекларирование и недостоверное декларирование товаров можно сделать следующие выводы:

1) с 30 до 50 базовых величин увеличился максимальный размер штрафа для физических лиц;

2) для ИП и юридических лиц размер штрафа установлен в процентном отношении от стоимости предмета административного правонарушения и доходит до 30%;

3) исключается возможность применения конфискации для ИП и юридических лиц.

 

Кроме того, статью дополнило положение, освобождающее перевозчика от административной ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров, если он (примечание 2 к ч. 3 ст. 14.5 КоАП):

- самостоятельно обнаружил такое нарушение;

- добровольно письменно сообщил о нарушении в таможенный орган;

- устранил вредные последствия нарушения (например, представил таможенную декларацию и документы, на основании которых заполнил ее, либо заявил о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию с приложением необходимых документов).

НА ЗАМЕТКУ

Соблюдение вышеназванных условий не поможет, если до даты обращения и регистрации документов таможенный орган уведомил перевозчика о таможенном контроле (если уведомление обязательно) или начал проводить его без уведомления (если оно не требуется).

 

Пример

Суд Московского района г. Минска установил факт недекларирования товаров, первоначально выявленный таможней. Таможенный контроль показал отсутствие товаров, указанных в товаросопроводительных документах, а также наличие товаров, не заявленных в товаросопроводительных документах. Незаявленные товары таможня изъяла.

Перевозчик признал свою вину и содействовал выяснению обстоятельств правонарушения. Это послужило основанием для наложения судом минимально возможного размера штрафа. В то же самое время изъятые таможней незадекларированные товары суд постановил конфисковать.

 

Итого

 

Вступившие в законную силу 31.01.2018 изменения в КоАП и ПИКоАП в отношении административных правонарушений за недекларирование и недостоверное декларирование товаров в значительно большей степени соответствуют принципу справедливости административной ответственности и являются частью предпринимаемых законодателем мер по либерализации регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

При этом юридические лица и ИП, привлеченные к ответственности за соответствующие правонарушения, вправе обратиться в суд с требованием об изменении меры административного взыскания, если постановление о наложении административного взыскания еще не исполнено.