+375 17 510 16 21
+375 44 599 29 98

e-mail:
info@customs-service.by


27 июня состоялось открытое расширенно заседание Общественно-консультативного (экспертного) совета при МРТ (далее Совет)

27 июня состоялось открытое расширенно заседание Общественно-консультативного (экспертного) совета при МРТ (далее Совет)

 

 Основной темой заседания послужило - обсуждение мнений относительно тех составляющих в работе таможни, которые следует улучшить.

Руководил заседанием – начальник Минской региональной таможни Валиев Александр Анатольевич. Он рассказал о современных методах таможенного администрирования и их реализации.

Валиев А.А., отметил - что подавляющем большинстве МРТ поддерживает представителей бизнес сообществ. И не в меньшей степени заинтересованы в оптимизации и улучшении качества работы эффективности совместной работы.

Поэтому обсуждение вопросов по развитию предпринимательства, могло  бы дать дополнительный импульс. Апредметное совместное изучение инструментов и методов ускорили бы и улучшили взаимоотношения.

На заседании, Валиев призвал бизнес, высказываться смело и открыто, считая - это пойдет на пользу и обеим сторонам, и в целом экономическому развитию.

Первым проблемным вопросом, по мнению представителей бизнеса, является необходимость в ускорении отказа работы таможни с бумажным документооборотом. По словам, начальника Минской региональной таможни, не первый год МРТ, работает с системой внешних электронный ящиков. Для удобства в их названии, присутствует соответствующий код ПТО. Цель их создания направлена на оптимизацию электронного документа оборота.

Возможность представления дополнительно запрашиваемых документов и сведений, необходимых для совершения таможенных операций по средствам электронной почты можно осуществить по адресам: (ссылка)

Так же речь шла, об оперативности таможенного оформления согласно требованиям ЕАЭС.

Если сравнивать период в 5 месяцев 2017 года, с этим же периодом 2018 года, то средняя скорость оформления таможенных деклараций изменилась в 2,4.

Начальник МРТ, объяснил - намного технологичней и правильней, сначала предоставить по средствам электронного сервиса пакет документов в таможню, после чего подавать декларацию, тогда оформление пройдет гораздо быстрее, именно такой механизм работы заложен в законе о таможенном регулировании, и данная механика даст очевидный результат по ускорению работы бизнеса. Пока, к сожалению, очень часто происходит так, что декларация закидывается с целью «занять очередь» - инспектор берет ее в работу, выясняет, что документов не хватает, оформление откладывается и естественно темп работы существенно замедляется.

Что касается временных показателей выпуска товаров в Минской региональной таможне. Сегодня можно привезти пример. Если в период июня месяца 2017 года, оформлялось 25 деклараций за два часа, то сегодня за это время их оформляется 65. В срок до четырех часов в прошлом году было 29%, в этом году 79% деклараций оформляется в этот период времени. Если сравнить скорость работы с ФТС России, то один белорусский инспектор оформляет в 10 раз больше деклараций, чем российский специалист. И то, что, бизнес выбрал белорусскую площадку в качестве основной – говорит, о профессионализме и скорости работы в Беларуси.

Наиболее острой темой к рассуждению стал вопрос, о контроле таможенной стоимости товара. Начальник Минской региональной таможни первое, что определил, что никогда таможня не корректирует «Как - Бог на душу положит!». И если возникает необходимость корректировки, то как правило, товар заявлен или подозрительно дешево, или подозрительно дорого по сравнению с аналогами данного товара, того же класса и вида. В условиях свободной конкуренции, не которые товары даже глубоко теоретически не могут стоить столько, сколько в их отношении нам заявляют – это основная причина корректировки таможенной стоимости. Не всегда таможня имеет право детально объяснить декларанту, причины корректировки, но, как правило, срабатывает профиль риска. И стоит отметить, что в 68% случаях, таможня соглашается с теми сведениями, что были указаны в декларации – подтверждает принятие таможенной стоимости.

Так же начальник Минской таможни обратился к экспертам за помощью, касательно вопроса прохождения контроля стоимости. В рамках таможенного кодекса предусматривается два варианта прохождения контроля стоимости. Первый - годами привычный, когда вносится обеспечение, импортеру дается 60 дней, чтобы собрать и представить документы в таможню. Таможне дается 30 дней изучить и проведя аналитические действия принять решение относительно таможенной стоимости данного товара. Второй - когда до выпуска товаров предоставляются все документы в таможенные органы, и тогда таможня обязана в течении 10 дней принять соответствующее решение. Тут есть один нюанс в течении, этого времени товар находится на СВХ –он еще не выпущен в свободное обращение. Оба этих варианта успешно применяются в МРТ. На конец мая 2018 года данный «довыпускной механизм» использовался в 18 % случаях проверки таможенной стоимости. К осени этого года данные контрольные мероприятия таможня планирует осуществлять в 50% случаях.

 В целом заседание проходило в дружественной обстановке. Валиев Александр Анатольевич предложил представителям экспертной группы - озвучить проблемы бизнеса и сообща искать решения в проблемных ситуациях.

Соболевский Виталий Александрович, отметил, что разница в работе таможни по сравнению с предыдущем годом ощутима. Процесс таможенного оформления идет горазда быстрее. Но кроме временных показателей, у бизнеса есть ряд сложных вопросов, один из которых – вопрос от таможенной стоимости.

Зам.председателя Ассоциации таможенных представителей - обратил внимание представителей МРТ на статью 121 и 122 Таможенного Кодекса, которая позволила бы производителям и импортерам снизить финансовые издержки. Он отметил, что ситуация в экономике страны сегодня в целом положительная: падает инфляция и ставка рефинансирования, но это же влияет на то, что не хватает свободно  оборачиваемых денежных средств.  Во многих компаниях существует дефицит оборотных средств. Даже у тех, у кого - открыта кредитная линия в банках, вопрос не решается. В день предприятие имеет право брать не более 50.000 руб., причем бронируя данную сумму за два дня. Отсутствие оборотных средств – существенная проблема для бизнеса. Статья 121 и 122 ТК, позволила бы частично снизить издержки банковских кредитных линий и в то же время не потерять таможенные гарантии о выполнении требований законодательства. В данной статье речь идет о возможности не вносить финансовое обеспечение, если декларация подается таможенным представителем. Статья описана в таможенном кодексе, но в ней отсылочная норма на рассмотрение национального законодательства. В проекте закона ее так же пока нет. Соболевский Виталий Александрович, предложил проработать  данную  статью МРТ, как вариант выхода из ситуации. Начальник Минской региональной таможни, с интересом выслушал мнение Соболевского и предложил направить в информацию в рамках эксперта рабочей группы проекта закона к нему на генерацию.