+375 17 510 16 21
+375 44 599 29 98

e-mail:
info@customs-service.by


О промежуточных итогах работы над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Продолжение работы российского экспертного сообщества.

О промежуточных итогах работы над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Продолжение работы российского экспертного сообщества.

1. По предварительным оценкам бизнеса, количество отсылочных норм на национальное законодательство проектом кодекса сокращается незначительно, что в условиях громоздкого (многоуровневого) законодательства не упростит порядок осуществления ВЭД различными субъектами предпринимательской деятельности. С некоторыми оговорками успешным можно признать процесс выполнения поставленной перед органами власти задачи по кодификации актов таможенного законодательства путем имплементации положений существующих международных договоров в проект ТК.

2. Ряд поправок, предложенных бизнесом, вошли в проект кодекса, однако, назвать их существенно улучшающими положение предпринимательского сообщества, нельзя.  Кроме того, обсуждение финальных редакций поправок еще не завершено.  В частности, в проекте кодекса:

-        установлен срок консультирования таможенными органами по вопросам таможенного дела, равный 15 календарным дням, если полученный вопрос не требует дополнительного изучения, либо равный 1 (одному) месяцу, если требует.

 -  установлена возможность автоматического принятия решения о выпуске товаров с использованием информационной системы таможенных органов (глава 28 проекта кодекса), однако данная поправка в отрыве от предложения бизнеса по разделению этапов выпуска и уплаты таможенных платежей после выпуска товаров (при условии внесения обеспечения) на практике не ускорит совершение таможенных операций при импорте;

- таможенному представителю предоставлено право вносить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите (п. 4 ст. 85 проекта кодекса);

3. Ряд предложений бизнес-сообщества не был включен в проект кодекса, поскольку они не нашли поддержки со стороны экспертов государственных органов, входящих в экспертную и рабочую группы. Среди них можно выделить следующие:

-        расширение перечня лиц, которые могут выступать декларантами товаров (ст. 186 проекта кодекса);

-        возможность использования в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования (ст. 86 проекта кодекса) (в Республике Казахстан такой способ обеспечения применяется в рамках национального законодательства; в России данный способ не предусмотрен);

-        возможность снижения размера генерального обеспечения для УЭО (при соблюдении критериев, которые должны быть утверждены ЕЭК, например, стабильное финансовое положение, подтверждение компетентности) (ст. 87 проекта кодекса);

-        сокращение перечня сведений, например, о маркировке товаров и порядковых номерах, подлежащих указанию в декларации на товары при электронном декларировании товаров (однако в ходе обсуждений перечень сведений был укрупнен и даже увеличен за счет добавления сведений о цене и производителе товаров как компромисс между бизнесом и таможенными органами не требовать от лиц предоставления документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, до выпуска товаров в случае, если отсутствует необходимость проведения в отношении товаров каких-либо форм таможенного контроля, но за счет расширения перечня сведений в декларации (ст. 191 проекта кодекса);

-        установление исключений для крупных, финансово-устойчивых и благонадежных экспортеров и импортеров товаров либо ограничение перечня возможно запрашиваемых у последних документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, до выпуска товаров в случае, если в отношении товаров все-таки будут проводиться определенные формы таможенного контроля (на практике, это может привести  к 100% запросу документов по описи, прилагаемой к декларации на товары).

Необходимо отметить, что российская делегация ведет переговоры по международному договору, которым является проект кодекса, в отсутствие правительственных директив. Поскольку в рамках обсуждения поправок на рабочей и экспертной группах ЕЭК были выявлены значительные расхождения в ожиданиях относительно нового проекта  кодекса у российского бизнес-сообщества и Федеральной таможенной службы. Принято решение о необходимости формирования консолидированной позиции российской стороны относительно проекта кодекса в переговорном процессе. Было принято решение о создании рабочей группы под руководством Т.Н.Голендеевой, статс-секретаря-заместителя руководителя ФТС России (далее – рабочая группа ФТС России), для обсуждения предложений бизнеса  и формирования по ним консолидированной позиции российской стороны.

На текущий момент в рамках рабочей группы ФТС России обсуждены и достигнуты следующие предварительные договоренности в отношении 12 системных предложений российского бизнеса.

1. Предложение по исключению принципа резидентства было отложено, поскольку это решение является решением более высокого уровня относительно ТК ЕАЭС и должно рассматриваться на уровне Договора о ЕАЭС.

 2. Предложение по устранению территориальных ограничений на действие предварительных решений таможенных органов о классификации товаров и решений таможенных органов о помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, было отложено, поскольку это решение является решением более высокого уровня относительно ТК ЕАЭС и должно рассматриваться на уровне Договора о ЕАЭС.

3. В рамках обсуждения предложения по совершенствованию института УЭО согласно решению Консультативного комитета ЕЭК до 15 мая т.г. должна быть создана рабочая группа по проработке данного института и представлены предложения ЕЭК по проекту соответствующих статей в проект кодекса. Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что данное предложение будет поддержано в части распространения статуса уполномоченного экономического оператора на всех участников цепи поставки (брокеров, перевозчиков, владельцев складов временного хранения), расширения перечня единых требований к УЭО и упрощений для них (за исключением признания взаимного признания статуса УЭО на каждой территории Союза, так как данное предложение напрямую связано с исключением принципа резидентства).

4. Предложение по координации на наднациональном уровне (ЕЭК) критериев и принципов работы системы управления рисками в настоящее время обсуждается и с высокой долей вероятности будет одобрено.

5. В рамках обсуждения предложения по построению деятельности таможенных органов в соответствии с принципом «единого окна» в настоящее время в соответствии с решением Коллегии ЕЭК от 08.04.2014 № 52 одобрены основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД и Правительствам сторонам будет поручено определить уполномоченные государственные органы за реализацию указанных направлений. В рамках рабочей группы ФТС России обсуждение механизма реализации «единого окна» в Российской Федерации в настоящее время не завершено.

6. Обсуждение предложения по переносу срока уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров при условии предоставления финансовых гарантий в настоящее время не завершено, однако шансы на его реализацию оцениваем как невысокие, поскольку для таможенных органов, ориентированных на фискальную функцию,  не приемлем механизм реализации данного предложения (внесение обеспечения уплаты таможенных платежей с уплатой платежей в течение 14 дней после выпуска товаров).

7. Предложение по проведению таможенными органами анализа поданной ПИ и сообщению лицам, ее подавшим до прибытия товаров, о принятых решениях по контролю до или в момент прибытия транспортного средства, ФТС России поддерживается и в настоящее время завершается согласование редакции статей.

8. Предложение по автоматическому принятию решения о выпуске товаров концептуально ФТС России поддерживается, в настоящее время обсуждаются технические разногласия по механизму реализации данного института.

9. Обсуждение предложения по уточнению условий помещения товаров под таможенные процедуры в настоящее время не завершено в силу необходимости более детальной проработки сторонами предлагаемых поправок.

10. Предложение по закреплению базовых принципов, обеспечивающих баланс интересов бизнеса и государства при установлении таможенных правил, целей, предмета регулирования концептуально поддерживается, однако данные нормы, по мнению ФТС России, должны закрепляться в проекте Договора о ЕАЭС, а не в проекте кодекса.

11. Обсуждение предложения по четкому распределению полномочий органов между уровнями регулирования и сокращению отсылочных норм не завершено.

12. Обсуждение предложения по установлению и поддержки официальных отношений консультативного характера между таможенными органами и участниками ВЭД не завершено.

В ближайшее время планируется завершить обсуждение системных предложений бизнеса в рамках рабочей группы  ФТС России и провести согласительное совещание по фиксации достигнутых договорённостей и выработке директив российской делегации на переговорах под руководством И.И. Шувалова. Одновременно Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО ведет работу по включению упомянутых предложений в «Дорожную карту» по совершенствованию системы таможенного администрирования, реализуемую в рамках национальной предпринимательской инициативы АСИ, что даст возможность продолжить их реализацию за рамками работы над проектом кодекса в рамках совершенствования национального законодательства.

К числу серьезных рисков, оказывающих существенное влияние на подготовку проекта кодекса, мы относим риски свертывания процедур участия бизнес-сообщества в работе над проектом кодекса или форсирования его подготовки, поскольку работа над проектом ТК ЕАЭС все больше приобретает статус политического проекта, который должен быть завершен одновременно с подготовкой Договора о ЕАЭС, в связи с чем соблюдение сроков станет для чиновников ЕЭК приоритетной задачей. В настоящее время работу над проектом кодекса планируется окончить к июлю 2014 года.